Интервью для Союза руководителей служб безопасности Урала

проверим где это

122346789

Корпоративное мошенничество и подкуп, откаты, воровство — большинство компаний в настоящее время в той или иной степени сталкивается с перечисленными проблемами.

Сергей Валерьевич, у Вас большой опыт руководства на позициях Финансового директора, Генерального директора и Кризис-менеджера на различных предприятиях, в число которых входят заводы крупных российских корпораций и объединение. Как Вы считаете, насколько серьезной угрозой для стабильного развития Российских компаний является корпоративная коррупция?

Мне представляется, что корпоративная коррупция или корпоративное мошенничество — это одна из достаточно серьезных, тотального характера, угроз для развития компании и экономики страны в целом. Уже совсем не редкость, когда в рамках политики продаж укрепились принципы «не откатишь — не продашь», и в ряде компаний это становится не просто обыденной нормой, но основным инструментом продаж.

Однажды, на круглом столе, который проходил в рамках Форума, проводимого в Нижнем Новгороде, лично довелось услышать, как женщина, директор предприятия, рассуждая о проблемах сбыта, сказала открытым текстом с трибуны, что не знает кому заплатить и как без отката продать продукцию своего предприятия. Стоит отметить, что обсуждение происходило в присутствии региональных чиновников, средств массовой информации, представителей бизнеса из разных городов России. С одной стороны это звучит дико, а с другой — стало, к сожалению, привычным и типичным явлением. Так корпоративная коррупция, как ржавчина поразила большую часть Российского бизнеса.

С какими видами корпоративной коррупции Российским компаниям приходится чаще всего сталкиваться?

Пальму первенства уверенно держит так называемый «откат» или, говоря без эфемизмов, корпоративный подкуп. На втором месте идет присвоение денежных и материальных средств компании. От простого воровства и выноса материальных ценностей, до изощренных и камуфлированных схем, когда через «боковички» — подставные фирмы прогоняются денежные и материальные потоки или присваиваются активы и собственно бизнес. Здесь уместно вспомнить фразу Михаила Жванецкого: «Кто что охраняет, тот то и имеет …».

Сложно ли идентифицировать случаи коррупции в компании?

Да, сложно! В большинстве случаев корпоративное мошенничество носит, все таки, латентный (скрытый) характер. По пальцам можно пересчитать случаи, когда это носит откровенный и вопиющий характер, что становится очевидным при первом же знакомстве, при первом посещении офиса компании.

Сложность вызывает так же момент интерпретации, оценки выявленных фактов или событий. Например, менеджер принял решение, которое явно не в пользу компании и принесло ощутимый и очевидный ущерб компании. Как идентифицировать – это действие в рамках коммерческого риска или это составная часть корпоративной мошеннической схемы? Совсем не праздный вопрос «что это? низкий профессионализм и рыночные риски или корпоративное мошенничество?» остается сложным и противоречивым.

На Ваш взгляд, каковы причины развития коррупции внутри компании

На первое место я бы поставил состояние среды, поскольку у компании существуют не в безвоздушном пространстве и люди, которые приходят в компании появляются ни откуда-нибудь, они появляются из той окружающей бизнес-среды, которая живет в наших городах. И тут можно наблюдать абсолютный упадок морали и нравственности, искажение представления о том, что допустимо, а что нет. Преломляя на нашу тему – потеряны ориентиры, что такое откат – норма бизнес операций или антиморальное и противозаконное действо.

Другая важная причина – возможность и безнаказанность совершения хищения или корпоративного мошенничества. На сегодняшний день приходится констатировать — правоохранительная и судебная системы достаточно слабо и неэффективно борются с таким явлением как внутрикорпоративная коррупция. Не видят они себе такой задачи и работы.

Уместно вспомнить и работу служб экономической безопасности компаний, которые не всегда могут эффективно противодействовать и профилактировать корпоративное мошенничество, но иногда не способны даже выявить и зафиксировать его. Здесь не достает квалификации, ресурсов, полномочий и, бывает, желания. Нельзя не сказать, что снисходительная позиция собственников – «… эти воруют, а где взять других …» или нежелание «напрягаться» по этому вопросу тоже служит плохую службу.

На что Вы опирались при организации антикоррупционных политик в рамках управляемых компаний. Можете ли Вы дать рекомендации руководителям, делающим первые шаги в этом направлении?

Первая и главная рекомендация совершенно проста – надо определиться, боремся с коррупцией, мошенничеством и воровством в компании или просто наблюдаем, что бы каждому по чину было.

Ну, а если принято принципиальное решение бороться с этим злом, тогда актуальны следующие рекомендации. Необходимо создать, реализовать четыре основные вещи:
• Мотивация. Система оплаты и мотивации персонала, которая «завязана» на показателях деятельности фирмы: то, что выгодно для компании, то, что приносит прибыль и улучшает финансовый результат, должно объективно отражаться на доходах персонала.
• Стандартизация. Определить набор контрольных показателей, по которым действительно можно понимать, что происходит с качеством бизнеса, сделок, клиентуры, активов, запасов. Стандартизировать процессы принятия ключевых решений в отношении ценообразования и скидок, предоставления авансов и кредитов, различных преференций
• Учет. Создать компактный и прозрачный учет хозяйственных операций, который точно отражает движение (и остатки) товаро-материальных ценностей и имеет надежное подтверждение этих данных путем качественных инвентаризаций и аудита.
• Ответственность. От обычной материальной ответственности за сохранность материальных ценностей до ответственности за решения (или бездействие) принесшие ущерб. И уж если кто попался на мошенничестве, то от увольнения до суда.

Сергей Валерьевич, Вы, как Эксперт «Союза руководителей служб безопасности Урала», приглашены с докладом на круглый стол «Откаты – выявление, предупреждение и пресечение», который пройдет в г.Екатеринбурге 25 мая 2012г. Если не секрет, каковы Ваши планы и ожидания от мероприятия?

В первую очередь, надеюсь на деловое конструктивное обсуждение, на котором будет максимум полезной информации и минимум рекламных сообщений. Во-вторых, уверен, что мы сможем познакомиться с наработками специалистов по экономической безопасности Уральского региона. С последними и наиболее эффективными практическими решениями в этой области выявления и противодействия внутренней коррупции.

Вы являетесь автором публикаций в СМИ на тему экономической безопасности. Среди них: «Эффекты кризиса: корпоративное мошенничество», «Мошенничество персонала: основные схемы и методы борьбы», «Мошенничество топ-менеджеров: дорого и разрушительно», «Махинации на производстве: секреты выявления и тактика защиты», «Экономическая безопасность». Статью на какую тему могут ожидать специалисты в ближайшее время?

Поскольку все статьи были написаны на основе практических материалов, то писать получается по мере поступления информации и обновления практики. Надеюсь, что планируемый круглый стол даст стимул и основу для новой статьи на тему откатов и тендерных процедур. Рассмотрим тему: тендер — это камуфляж для коррупционной схемы или инструмент предупреждения коррупции и мошенничества.

Сергей Валерьевич, спасибо за такое подробное интервью, до встречи на круглом столе в Екатеринбурге 25 Мая!
Беседу вела Ульяна Бурылова