Классификация затрат не формальность, а часть стратегии прибыльности.

Зачастую руководителям и собственникам представляется, что выбор принципов (способов) классификации затрат, это какая то бухгалтерская / аудиторская «заморочка». Ну ведь надо же отчетность сдавать и учетную политику утверждать …. , а для бизнеса это не важно.
На самом деле это совсем не так ! Выбор способа классификации (разделения, отнесения) затрат прямо влияет и даже расширяет (!) возможности менеджеров управлять финансовыми результатами компании.

С подачи налогового кодекса, бухгалтера обязаны вести учет затрат в разрезе прямых и косвенных затрат. Соответственно названиям происходит разнесение (размазывание) на с\стоимость продукции, которая (после такого разнесения) теряет информативность для принятия управленческих, коммерческих решений.

Этот показатель основан на формальном, а не «бизнесовом» смысле различения затрат. Потому он прекрасно подходит для фискальных целей (налогообложения и отчетности). Однако компании с неистовым упорством продолжают использовать заведомо-фискальный показатель для целей, к которым он не особо предназначен, для целей управления. Для чего нужны (будут реально полезны) показатели непосредственно по бизнес-механике связанные с источниками / драйверами создания затрат и/или прибыли.

Давайте взглянем на условный пример, как классифицировать колесную технику …

Например, по формальному признаку — количество колес. Это ведь важно, влияет на устойчивость. Да, но какие решения можно принять на основании признака «колесности»!? А если разделить по-другому, по способу приведения в движение, что м.б. важнее, эффективнее для принятия решений. Например, про скорость и дальность перемещения, вес перевозимых грузов, расход топлива на тн/км, и т.п. Дело в том, что 2й способ прямо привязан к драйверу создания бизнес-результатов и связанных расходов!

Теперь вернемся к финансовой классификации. Есть альтернативный и более эффективный метод разделения затрат — на постоянные и переменные.

Переменные затраты как раз непосредственно и прямо-пропорционально связаны с объемом производства (продажи) продукции. Т.е. они непосредственно связаны с драйвером их создания. В то время как прямые затраты (например з\плата мастеров цеха) хоть и будут прямо списываться на с\стоимость продукции, но все-таки не связаны объемом выпуска продукции. Например, цех несколько часов не работал (не выпускал продукцию) по техническим или регуляторным причинам, а з\плата мастера все равно начислится полностью.

Другие, постоянные затраты как раз не связаны с объемами производства (продаж), а значит у них другой источник / причина возникновения. Объем производства не является для них драйвером.

Вот как выглядит разделение затрат по разным методам…

Только деление постоянные/переменные полностью отражает бизнес логику операций (процессов) и позволяет влиять на затраты разными — специальными (!) способами, точно в соответствии с теми драйверами, к которым они привязаны. На такой сепарации/специализации и строится превентивное управления затратами ( и прибылью соответственно) в отличие от посмертного, статистического учета. Примерно как в цепях постоянного и переменного тока используются разные приборы управления мощностью двигателя.

С другой стороны четкое выделение переменных затрат, является безусловной базой для расчета маржинальной прибыли, а на умении правильно считать строятся все инструменты управляемого роста.