Стратегия прибыльности в кризисе или неопределенности. Чем и почему я этим занимаюсь.

Описания VUCA[1]— и BANI[2]-миров многозначительны, но неприменимы. Несистемная реакция на кризисы, замиранием — «порежем косты» и переждем или рекламными штучкам: «кризис-лучшее время для роста», новая псевдо-антикризисная наклейка на старый продукт. Продвигаемые консультантами и бизнес-школами известные стратегические методы SNW, SWOT, PESTL, 5 сил Портера, Система сбалансированных показателей (BSC), OKR и т.п. подходят в основном для низкого (1-2го) уровня неопределенности. Проектное финансирование для развития производства, фактически оказалось залоговым. Нужно заложить 3 завода, чтобы построить 1 новый. Привлечение средств через размещение акций стало сказкой. Все это уже не работает в современных условиях – структурного кризиса и высокого (3-4го) уровня неопределенности.

Нужны работоспособные приемы, уже проверенные в турбулентных, а не стабильных условиях, позволяющие получить лучшие финансовые результаты в худшие времена, без надежд на доступные деньги.

Начиная с 1995 года, я все время занимался «дженералистским» менеджментом (СЕО ±1уровень). Первые 15 лет, в роли топ- / кризис- менеджера, управлял проблемными и сложно-структурированными предприятиями. Каждому, в непростой ситуации, требовался рост эффективности и управляемости, и без «вливания» дополнительных средств. Далее, с 2010 года, в роли члена совета директоров и руководителя комитета по стратегии разрабатывал – разворачивал — реализовывал стратегии для индустриальных и сервисных предприятий. Работая в условиях стратегической неопределенности и кризисов, начиная снизу от экономики цеха, я поднимался к финансовой и организационной[3] модели предприятия, и выше, до уровня стратегии. В ходе освоения чужих и изобретения своих методов, обкатки их в полевых условиях, сложилась целостная модель для производственно – торговых компаний.

Система форсирования финансовых результатов бесшовно связывает функциональные «шахты» и структурирует все ключевые блоки: стратегия и конкурентное позиционирование; ценообразование; превентивное формирование прибыли / EBITDA (вместо посмертного учета); разумная оптимизация затрат (вместо беспорядочной кастрации); правильный расчет потребности и обеспечение «обороткой» (без новых займов); гибкий-безокладный ФОТ; мотивация руководящих и коммерческих сотрудников; оптимизация численности и оргструктуры; фокусировка и скорость цикла управления.

После благополучных нулевых годов и роста виртуальной экономики, пространство заполнили гламурное лидерство, мотивационные спикеры и сказочный инфобизнес, а с другой стороны  он-лайн каналы продаж и супер-модная цифровизация. Показалось, как будто эффективность и управляемость это «скучно и устарело». Однако, самый совершенный «умный дом» не заменяет базиса – правильного (в расчетах и исполнении) фундамента.

Я искренне рад поделиться своим опытом и проверенными решениями для практической пользы компаний, и т.о. оставить свой вклад, наследие. Могу работать в разных формах: обучение и наставничество, консалтинг или интерим-менеджмент. 

Елисеев Сергей, независимый директор, интерим менеджер.

Декабрь 2023


[1] VUCA: Volatility, uncertainty, complexity and ambiguity. Изменчивость, неопределенность, сложность, неоднозначность.

[2] BANI: Brittle, anxiety, nonlinearity and incomprehensibility. Хрупкий, тревожный, нелинейный, непостижимый.

[3] Орг-модель – Организационно-функциональная структура + Дерево целей + Система мотивации