Настоящий курс:
- посвящен управлению конкретным предприятием (на микроуровне) в условиях кризиса, не содержит макроэкономических понятий, которые не м.б. применены для управления предприятием
- раскрывает суть кризиса, как самостоятельной категории явлений, а специфика кризиса предопределяет специальные, отличные от широко-известных подходов решения задач, проблем и внешних шоков
- основан на личном опыте осуществления пяти антикризисных реорганизаций, не содержит заимствованных материалов или пересказа известных авторов
- не имеет ничего общего с процедурами банкротства (арбитражным управлением), ошибочно именуемом «антикризисным управлением»
- включает уникальные подходы по диагностике кризиса и выбору-оценке действенных решений, и концепции антикризисного штаба
- содержит общеизвестную терминологию, без «изобретения» новых сущностей
- читается с 2008 года в РАНХиГС, а так же в открытом формате
- включает разбор практических кризисных ситуаций, в т.ч на основе видеокейсов
В программе курса:
Тема 1. Кризис. Определение, условия и причины кризиса. Отличие кризиса от проблем и задач. Масштабы кризисов. Признаки локального кризиса. Время как критический фактор. Роль менеджмента в возникновении кризиса (компании).
Тема 2. Кризис-менеджмент. Основные виды и отличия управления во время кризиса: арбитражное управление и банкротство, turnaround- и кризис-менеджмент. Отличие кризис-менеджмента от регулярного и стратегического. Стадии (Предупреждение, Готовность, Спасение, Восстановление). Дорожная карта антикризисной работы.
Тема 3. Базовые стратегии в условиях кризиса. Прорыв, Выход, Сохранение, Экспансия. Кризис: опасность или возможность?
Тема 4. Диагностика кризиса. Восприятие риска, диагностические методы, сигналы кризисной опасности, death-line, профиль кризиса, фокус управления. Примеры кризисных установок.
Тема 5. Антикризисный план (программа). Этапы разработки: генерация и отбор решений, оценка плана. Три критерия отбора эффективных решений: время, эффективность, антикризисное влияние. Два типа решений: уникальные и универсальные. Оценка плана в целом.
Тема 6. Кризис-менеджер и команда (штаб). Роль, функции и личность кризис-менеджера. Различия и противоречия с действующим менеджментом. Взаимоотношения с (мажоритарным) владельцем. Три типа антикризисной команды: принципы формирования и результативность. Организация деятельности штаба. Признаки успешного осуществления кризис-менеджмента.
Тема 7. Методы и приемы кризис-менеджмента. Выход из кризиса – инновационное решение. Вызовы (вектора антикризисных усилий): внешняя адаптация и внутренняя интеграция. Основные принципы: скорость, гибкость, эффективность. Цикл управления операционной деятельностью. Правильный (эффективный, синергичный) аутсорсинг.
Тема 8. Антикризисные финансы. Финансовые сценарии. Управление финансовым результатом и достижение точки безубыточности. Оптимизация финансового цикла и ускорение оборачиваемости запасов. Финансирование проектов.
Тема 9. Персонал организации. Антикризисная HR-политика. Ответственность и мотивация. Оптимизация организационной структуры и численности персонала. Принципы внутренней коммуникации (с персоналом).
Тема 10. Типовые ошибки. Стратегические сессии. Описание б-процессов. «Развитие» ценностей. Сохранять «лицо» и привычный комфорт. Пугать неопределенностью (для мобилизации).