Как на рынке профессионально-экспертных услуг владельцу бизнеса или фаундеру выбрать правильного специалиста, и в чем ключевые отличия помогающих профессий.
Опубликовано: РБК-компании, апрель 2025
В сложной и конкурентной среде рынок профессионально-экспертных услуг переживает рождение и бурный рост. Множится полк специалистов-помогающих практик — это и консультанты, и интерим-менеджеры, могут быть бизнес-менторы или коучи, а еще есть трекеры, кост-киллеры и траблшутеры …
В таком разнообразии выбрать правильного специалиста непросто, а запутаться — несложно. К объективным причинам путаницы можно отнести молодость российского рынка и интегрированный подход — когда один эксперт может в своей практике использовать разные подходы и формы.
Эта неразбериха дорого обходится клиентам: обманутые ожидания, потеря времени и денег. Например, клиент ждет от «коуча» советов как правильно, а получает лишь вопросы. Надеется на поддержку, а получает указания. Или ждет, что профи сам возьмет и сделает нечто крутое в компании, а получает хорошее консультационное решение, но только на бумаге и т.п.
Итог такого сотрудничества — разочарование для всех участников. Клиент платит в ожидании одного, а специалист усердно делает другое. Желаемый результат не случается «всего лишь» по терминологической причине — несоответствия определений, названий и форматов.
Разные специалисты — разные стили и результаты
Даже при решении схожих бизнес-задач, разные помогающие специалисты используют разные подходы и стили взаимодействия. Это приводит к различным результатам, как по форме, так и по содержанию. Чтобы прояснить ситуацию, рассмотрим ключевые различия между интерим-менеджером (interim), консультантом по управлению, ментором и коучем.
Интерим-менеджер (Interim) временно берет на себя управление компанией для решения конкретных задач. В отличие от консультанта, он не просто дает советы, а непосредственно включается в систему управления, принимает решения и несет за них ответственность. Он разрабатывает план проекта (обычно на 6-18 месяцев) и самостоятельно внедряет необходимые изменения. Это обеспечивает практичные и своевременные решения. Interim максимально плотно работает с сотрудниками и прямо руководит ими, отчитываясь перед заказчиком.
Консультант по управлению фокусируется на эффективности и системе управления компанией, но не может (в отличие от Interim’а) прямо управлять процессами и сотрудниками. Он проводит диагностику, аудит бизнес-процессов и анализ показателей. Затем разрабатывает решения ментального уровня, которые внедряются в жизнь руководителями и сотрудниками компании. Консультант работает с сотрудниками, опираясь на свою экспертизу и методику. Он представляет и защищает свой проект перед заказчиком, участие которого обычно ограничивается постановкой запроса и поддержкой проекта.
Бизнес-ментор ориентирован на индивидуальное развитие подопечного (менти), который является основателем и главным руководителем бизнеса. Только менти прямо своими действиями влияет на изменение своего бизнеса. Ментор делится своим опытом и помогает быстрее и точнее решать текущие и стратегические задачи, а так же избегать типичных ошибок. Эффективность ментора коренится в его опыте, а не в методиках. Ментор работает индивидуально с фаундером и ограниченно взаимодействует с его командой. Ответственность за принятие и реализацию решения всегда остается за менти.
Бизнес-коуч ориентирован на раскрытие потенциала личности. Клиентом может быть человек с любого уровня организации: от специалиста до собственника. Коуч помогает раскрыть сильные стороны, создать видение будущего, определить цели и пути их достижения. Профессиональный (сертифицированный) коуч не дает советов, рекомендаций про то «как надо», а работает вопросами, чтобы направить мышление клиента к собственным решениям и прорывам. Так с помощью коуча руководитель развивает свои лидерские качества и затем через них влияет на развитие всей компании.
Специфику помогающих профессий можно представить в сравнительной таблице:

Как выбрать помогающего профессионала для развития бизнеса и фаундера
А теперь давайте рассмотрим, как в рамках одинаковых бизнес-вызовов по-разному будут работать разные помогающие профессионалы.
- Создание и реализация стратегии.
Интерим-менеджер: полностью погружается в управление и трансформацию компании. Он не просто автор и/или соавтор стратегии, а еще и главная движущая сила ее реализации: может создать филиал/предприятие на новой территории, трансформировать корпоративную культуру или организационную структуру, внедрить ИТ-систему и т.п.. Принципиально важно, что делает бесшовную связку между теорией и практикой, между разработкой и развертыванием стратегии. Результат — не консалтинг «в вакууме» и не красивые документы, а конкретные улучшения: новое состояние процессов, масштабов, рыночной силы компании.
Консультант по управлению: находит и создает концептуальные решения. Он проведет анализ, организует рабочие группы, привлечет экспертов. Итогом будет серьезный и внушительный документ — стратегия компании на заданный период. А дальше начинается самое сложное и проблематичное — реализация. Консультант может помочь и на этом этапе, в качестве методической поддержки и сопровождения, но не оперативного управления.
Бизнес-ментор: опытным взглядом быстро оценит ситуацию и выявит «слепые зоны» в стратегии компании, фаундера и подскажет направления, которые нужно усилить или, наоборот, прекратить. Но ментор — не волшебник и не сделает стратегию вместо компании. Полезным результатом будет выигрыш во времени — ускорение принятия правильных решений, за счет доступа к знаниям и решениям, которые в самостоятельном режиме нарабатываются годами.
Коуч (для собственника): помогает сформулировать и более важно — разделить личную стратегию предпринимателя и стратегию компании. Их часто смешивают, что рождает серьезные проблемы. Ясная личная стратегия и четкий образ будущего компании — это лучший фундамент для достижения успеха.
Коуч (для наемного руководителя): помогает придумать наилучший способ реализовать стратегию (принятую собственником), мысленно пройти этот путь, сделать его реализуемым в сознании, а значит, и в реальной жизни.
Результаты это цель, видение, путь, чувство реализуемости, созданные самим руководителем, вместо шаблонных отраслевых советов.
- Решение задач финансового развития
Интерим-менеджер: в роли финансового директора войдет в компанию и примет на себя оперативное управление всеми финансово-экономическими системами, процессами и сотрудниками. Будет развивать в контексте конструктивной связи с другими функциями. В отличие от консультанта или ментора, Interim не ограничится концепцией или советами, а сделает готовый результат в виде улучшенной, настроенной и синхронизированной системы финансового управления.
Консультант: предложит внедрение/оптимизацию финансовой информационной системы и/или бизнес-процессов финансового управления, бюджетирования. Результат — усовершенствованная система для более наглядного принятия управленческих решений, эффективного расчета финансовых результатов, контроля активов и денежных потоков.
Ментор: В ходе встреч разберет с фаундером текущую систему и учета, панель финансовых показателей, задачи для финансистов. Затем покажет, как можно структурировать финансовую модель для целей простого и удобного принятия решений. Результат — понимание фаундером какие цифры нужно мониторить и как ими пользоваться при принятии решений.
Коуч: не погружаясь в специфику финансового менеджмента, проработает с клиентом его отношение к деньгам, желаемую сумму дохода, ее источники и связь с его внутренними (личными, а не навязанными) ценностями. Результат — ясное видение финансового будущего, основанное на личных потребностях и ценностях, что повышает мотивацию и вероятность его достижения.
- Управление компанией в условиях кризиса
Интерим-менеджер: Возьмет на себя управление всей организацией, разработает и реализует план выхода из кризиса. Будет управлять процессами и персоналом, бороться с убытками и дефицитом оборотных средств, перебоями операционного цикла, а так же преодолевать сопротивление сотрудников. Проведет необходимые изменения и улучшения. Результат — за счет активного управления вывод компании из кризиса и обеспечение устойчивой безубыточной деятельности.
Консультант (с уверенными компетенциями в области кризис-менеджмента): Поможет собственнику и/или менеджменту создать сильный антикризисный план. Такой, где будет мало, но самых действенных решений, способных «здесь и сейчас» привести конкретную компанию к выходу из конкретного кризиса. Реализацией плана займется штатный менеджмент.
Бизнес-ментор (тоже с опытом «разруливания» кризисных ситуации): Взаимодействует прямо (и преимущественно) с фаундером. Антикризисный план рождается в ходе такого обсуждения и включения «осмысляющего режима». В то время как летят сотни отвлекающих алармистских сигналов, важна фокусировка фаундера на ключевых спасательных мероприятиях. И еще он помогает принимать непопулярные, но необходимые решения.
Результатом всего является лучшая готовность и оснащенность фаундера действовать в «военном» антикризисном режиме.
Коуч оказывает поддерживающую роль для фаундера или наемных руководителей, помогая:
как «скорая помощь», что бы из стресса и эмоций быстро перейти в ресурсное состояние для принятия эффективных решений;
преодолеть «туннельное мышление», выйти за границы кризисной «ямы» и посмотреть сверху и шире, там где есть решения, невидимые в зажатом состоянии.
Результатом будет высокая антикризисная ментальная устойчивость и способность принимать эффективные решения.
Интегрировать, но не смешивать
Прежде чем объединиться, нужно размежеваться! Разные профессиональные подходы важно не нужно путать, поэтому мы внимательно их разбирали их специфику. Зато максимальные результаты можно получить от сознательной интеграции методов из разных помогающих практик, создавая уникальный и эффективный «портфель инструментов» для решения задач клиента.
Как же этого достичь?
Первое, четкое понимание сильных и слабых сторон каждой из «помогающих» профессий: интерим-менеджмента, управленческого консалтинга, бизнес-менторинга и коучинга. Важно знать условия применимости, т.е. в каких ситуациях каждый подход наиболее эффективен, а в каких — ограничен.
Второе, не стоит зацикливаться на одном подходе — если в руках молоток, то все видится гвоздями. Профессионал способен (или обязан?) адаптировать свой стиль работы под специфику задачи и потребности клиента. Это требует гибкости мышления, переключения между профессиональными ролями и готовности выходить за рамки привычных шаблонов.
Третье, будет не лишним предупредить клиента (заказчика) об используемых и интегрируемых методах, для того что бы сверить ожидания и не создавать стрессовых ситуаций от «нарушения» стереотипных ролей и ожиданий.
Теперь рассмотрим варианты возможной интеграции инструментария, ролей разных помогающих профессий:
Интерим-менеджер может использовать:
коучинговые техники для мотивации сотрудников и повышения их вовлеченности в процесс изменений, а так же для синхронизации ожиданий (заказчика) в конце реализации интерим-проекта;
консультационный формат (рабочие группы и новые концепции) когда первое лицо не может (не хочет) делегировать управленческие полномочия. Ведь если интерим может сделать некую сложную трансформацию, то проконсультировать по этой теме тем более сможет.
Консультант может использовать:
менторский подход, работая через личный опыт и знания с первыми руководителями компании, что особенно актуально в ситуации малого бизнеса, когда невозможно оплатить полноформатный и дорогостоящий консультационный проект
интерим-формат включения в систему управления организацией, т.е. на год-полтора занять должность в компании и реализовать свои более прогрессивные модели, а потом снова выйти
Консультант и ментор могут использовать коучинговые техники, чтобы стимулировать фаундера к самостоятельному поиску решений и развитию лидерских качеств, а иногда просто обязаны это сделать;
Ментор (с богатым опытом) может помочь фаундеру, если сам на время зайдет в компанию в роли консультанта (наработать документальные решения) или интерима (перестроить управление функциями или подразделениями).
Коуч может развивать клиента через элементы бизнес-консультирования, чтобы находить конкретные пути для достижения финансовых / бизнес-целей. Только с одной оговоркой — коучинговые и консультационные сеансы нельзя одновременно смешивать, только чередовать, с фокусировкой в какой роли сейчас работаем: коуч-вопросами или эксперт — рекомендациями.
Что бы заказчик мог сделать наилучший выбор помогающего профессионала, полезно задать себе несколько ключевых вопросов:
1.Какова главная цель? Провести изменения, получить проработанные схемы и решения, и конкретные советы или раскрыть свой личный потенциал?
2.В какой форме ожидаю результаты? Внедрение и достижения внутри организации или ментальная схема/модель, разговор с опытным человеком и помощь в процессе мышления?
3.Какой формат моего участия? Может быть есть кто то кто сделает вместо меня? Пусть работают сотрудники, а я буду направлять, контролировать и выделять ресурсы? Развиваться самому и менять свое мышление с полным личным включением?
Честные ответы помогут выбрать подходящего эксперта, исходя из соотношения бизнес-задачи и формы желаемого результата. Если при наличии сильной команды нужен сильный план / стратегия / бизнес-модель — зовите консультанта. Если, хотите не просто разработать стратегию, но и успешно реализовать ее, то вам пригодится интерим-менеджер. Нужна свежая идея и опытный взгляд со стороны — обратитесь к ментору. Хотите максимизировать свои личные ресурсы и достижения — поработайте с коучем. Во всех случаях успех зависит от взаимодействия двух сторон, чему способствует одинаковое понимание чего ждать от помогающего профессионала в данном случае, с этой компанией.
Автор: Елисеев Сергей Валерьевич, Независимый директор, ментор, сертифицированный коуч, член Научно-экспертного совета по проблемам управления Института экономики РАН, президент Союза независимых экспертов и интерим менеджеров