Организационная диагностика — эффективный способ найти причины недостатков, точки и гипотезы роста. Для чего проводится комплекс аналитических, моделирующих и развивающих мероприятий.
Орг-диагностика выступает стартовым этапом проектов по развитию, трансформации бизнеса. Однако, не дожидаясь их завершения, сразу приносит свои ценные результаты:
- Анализ целей и фокуса организации. Показывает разброс целей по организации и оценивает возможности / препятствия достижения главных целей акционеров (собственников) или их представителя -Совета директоров.
- Структурирование проблемного поля организации. Вместо большого списка выявляется для решения малое количество ключевых проблем. Правильно сформулированная проблема-это половина решения.
- Анализ оргструктуры на оптимальность количества уровней и объектов (подразделений) управления, и функциональной специализации подразделений. а так же
- Анализ основных бизнес-процессов: планирования продаж (и производства), бюджетирования и мотивации (управленческого и коммерческого персонала).
- .. и дополнительно по задаче и ситуации м.б. диагностированы другие системы и части организации. Например, финансовая модель, конкурентная позиция, процессы ценообразования, закупочных процедур.
- … а так же положительный психологический эффект — сотрудников слушают, собирают их мнения и называемые проблемы, таким образом руководство налаживает обратную связь.
В результате исследования с использованием специальных методов получается карта противоречий, слабых мест — они же потенциальные точки роста. Гарантированно, что причины, взаимосвязи и содержание сформулированные экспертом будут отличаться от обычных, расхожих в организации. Значит будут различаться способы и приоритеты решений. В этом польза независимого экспертного взгляда.
Другой эффект оргдиагностики аналогичен эффекту попутчика в поезде, с которым проще откровенно поговорить. Сотрудники при общении с консультантом более охотно и свободно выражают свои мнения по всем, в т.ч. острым, конфликтным вопросам. Мнения сотрудников обрабатываются и передаются только в обезличенном виде. Так результаты диагностики обогащаются информацией которая не м.б. получена в организации другим способом.
В ходе оргдиагностики используются экспертные методы:
- Диагностическое (развивающее) интервью с ключевыми сотрудниками
- Включенное наблюдение за деятельностью организации
- Групповая работа (модерируемая экспертом)
- Письменное анкетирование, опрос сотрудников
- Анализ управленческих решений
- Анализ организационно-распорядительных документов
По завершении оргдиагностики готовится письменный отчет и проводится представление результатов для заказчика (содержание и объемы диагностики, результаты по тематическим блокам).
Центральное место занимает обсуждение (заказчика и консультанта) выявленных препятствий, возможностей и гипотез роста, и выбор дальнейших направлений действий. Когда в общем виде определены и согласованы направления действий по развитию организации начинается следующий этап — детальное планирование (проектирование) изменений и затем их внедрение.
Таким образом оргдиагностика формулирует качественное техническое задание, которое предопределяет качественное и успешное осуществление улучшений. Работает правило 1:10:100
1 час потраченный на осмысление задачи = 10 часам планирования / проектирования = 100 работ по исполнению.