«Откат. Выявление и противодействие» — 2-я секция круглого стола Союза руководителей служб безопасности Урала.

проверим где это

122346789

Круглый стол состоялся состоялся 25 мая в Екатеринбурге.

Потери от корпоративного мошенничества, по разным оценкам составляют 7-15 % от товарооборота российских компаний. И при этом составляющие мошенничества – корпоративная коррупция и хищения продолжают расти. Так называемые «откаты», говоря юридическим языком — коммерческий подкуп и злоупотребления полномочиями, составляют одну из главных угроз для компаний и экономики в целом. По результатам исследования Российского отделения ACFE наибольший ущерб в этой части наносят топ-менеджеры.


В борьбе с откатами как и другими злоупотреблениями, особенно на верхнем уровне, требуется использовать не разовые мероприятия, а комплексный подход — Политику минимизации мошенничества и рисков , действующую на всех уровнях компании. Такая политика должна включать в себя: создание атмосферы (корпоративной культуры) нетерпимости к любому жульничеству и мошенничеству; ощущению эффективного, но не подавляющего контроля; интеграцию информации и усилий различных контрольных подразделений (служб): экономической безопасности, контроля режима, внутреннего и внешнего аудита, контрольно-ревизионной, управления рисками. Комплексный (системный) подход позволяет избежать упреков и прецедентов «охоты на ведьм», когда под колпак выборочно попадает некоторая персона.

Наиболее эффективными признаны профилактические составляющие корпоративной политики, основой для которых являются: мотивация на измеримые финансовые результаты и показатели динамики эффективности компании; стандартизация процессов и принятия решений, снижающая эффект субъективного личного усмотрения в части условий закупок и продаж (цены, скидки, отсрочки платежа, распределение дефицитной продукции); достоверный и оперативный учет; персональная ответственность за принятие волюнтаристских и неполномочных решений или неоправданных и сверхнормативных рисков.

Особо в том ряду стоит выделить стандартизацию и тонкую профессиональную настройку процесса тендерных (конкурсных) закупок. Полезные для компаний результаты тендерных процедур – оптимизация закупок, снижение цен и предотвращение сделок с откатами, полностью определяются тщательной и качественной реализацией ключевых факторов эффективности: формирование конкурентного поля; равноправие участников тендера и свободный доступ к необходимой информации и на заседание комитета; регулярный и внимательный контроль за исполнением решений тендерного комитета, и предотвращение манипуляций с решениями о выборе победителя, объемам, цене и спецификации закупок; реальная дисциплинарная ответственность сотрудников компании и ответственность по договору контрагентов в случаях необоснованных или манипулятивных попыток повысить объемы и стоимость после победы на тендере с заниженными предложениями.

Поскольку собственники часто не обладают временем для глубокой детальной проработки, а менеджмент подстраивает эти процессы под привычные приоритеты и установки, конструктивную роль в стандартизации ряда наиболее коррупционно-опасных процессов и решений может сыграть совет директоров и/или специализированный комитет, включающий независимых специалистов. Участие внешних специалистов, не осуществляющих непосредственно распределение ресурсов и полномочий, не включенных во внутренние противоречия подразделений, имеют возможность объективно оценивать качество процесса и своевременно выносить на повестку «неудобные» вопросы, определяющие прозрачность и обоснованность сделок, и в результате — предупреждение невыгодных сделок с откатами.

Отмечена эффективность полиграфа (детектора лжи), как инструмента в выявлении и пресечении откатов.