Круглый стол в ТПП

… посвященный теме этических норм в корпоративном управлении прошел 4.07.2012.
Обзор выступлений спикеров на сайте ТПП
Тезисы моего сообщения

Деловая игра, проведенная на форуме Селигер-2012 ярко продемонстрировала, что пока факторы, связанные с коррупцией отыгрываются участниками – молодыми предпринимателями очень активно, по сравнению с законными и этичными формами достижения целей – реализации своих инвестпроектов. Значит, есть кому и для кого поднимать вопросы этических норм и регуляторов в бизнес-практике. Конечно корпоративное управление здесь не исключение.

Исследование российского отделения ACFE выявило негативные тренды в бизнес-среде: корпоративные хищения и коррупция продолжают расти. При этом основные потери от корпоративного мошенничества происходят по инициативе и при участии высшего менеджмента. Хотя сплошь и рядом наблюдаем разворачивание масштабной борьбы на уровне среднего и рядового персонала, но на самом деле именно топ-менеджмент является топ-фактором риска корпоративного мошенничества. И в этой части этические нормы и регуляторы как раз и должны помочь улучшить ситуацию.

Можем наблюдать широкий диапазон возможных действий том-менеджмента: принятие супер-амбициозных, но провальных стратегических решений; локальные решения снижающие прибыль и стоимость бизнеса; целенаправленное хищение активов и бизнеса. Во всех случая можем увидеть (хотя бы ретроспективно), что в начале было слово … и слово это корпоративный этический конфликт. Ситуация не изменится если мы рассмотрим общества различные по степени концентрации капитала: единственный (мажоритарный) акционер, группа акционеров обладающая полным контролем, множество распыленных акционеров. Возникновение этического конфликта всегда предваряет возникновение остальных форм конфликтов. Таким образом, превентивное введение этических норм и разрешение этических конфликтов позволяет на дальних подступах купировать более тяжелые формы корпоративных конфликтов. Потому компании все чаще обращаются к такому инструменту как Кодекс корпоративного поведения.

Рассмотрим и другие инструменты способствующие снижению рисков корпоративного мошенничества и способствующих реализации этических стандартов в практику бизнеса.

Риск-менеджмент. Во многих компаниях есть такие системы, однако кризис показал, что в большинстве случаев они не сработали, частично потому, что пользователями были топ-менеджеры, которые могли принимать решения и брать риски по своему усмотрению.

Стандартизация процессов. Важный элемент любой системы о котором не писал только ленивый. Однако обычно рассматривается стандартизация основных (и вспомогательных) бизнес-процессов для среднего менеджмента и персонала. Сейчас мы подразумеваем стандартизацию ряда управленческих процессов, таких как принятие решений о ценах и скидках, индивидуальных условиях и преференциях. Введение таких стандартов позволяет предотвратить волюнтаризм в принятии решений или сделает это противоречие сразу очевидным.

Комплаенс. Явление, пока еще новое для российских компаний. И чаще разговор идет о том зачем это нужно вообще, нежели как конкретно реализовать эту практику с пользой для компаний.

План приемственности для высшего менеджмента. В российской практике это принято называть кадровым резервом и чаще всего распространяется на средний уровень управления. При этом замена топ-менеджера, который не полностью справляется со своей ролью, часто вызывает у собственников больший стресс, чем неудовлетворительные показатели. Невозможность провести замену менеджмента сводит к нулю эффективность предшествующих тонких настроек. С другой стороны постоянно (а не по случаю замены) работающий план приемственности позволяет не производя самой замены обеспечить работу предварительных более тонких инструментов.

Все эти элементы системы дают эффект в комплексе, рассчитывать на существенные результаты от внедрения одного из элементов не приходится. Потому важным является точка интеграции всех элементов системы. Если же отдать разработку и внедрение инструментов на откуп менеджменту тог результаты будут как с риск-менеджментов в последний момент менеджмент «заглушит» сигнал и поступит по своему усмотрению. Целесообразно выводить интеграцию на уровень выше — совет директоров.

Критически важным и минимально необходимым условием является управленческая воля к реализации института этических норм. В этой части сейчас наблюдается большой дефицит. И напротив успешные примеры имеют под собой основу в такой воле

Home Fraud Круглый стол в ТПП
credit
© ЕЛИСЕЕВ СЕРГЕЙ | +7 (495) 5173770 | 5173770@mail.ru
каплеструйный принтер Яндекс.Метрика